25
январь — 2017
В первой части материала эксперты из числа производителей сошлись во мнениях, что школьников и студентов необходимо обучать работе с 3D-технологиями, внося изменения в свои образовательные программы.
Сегодня мы расскажем о том, как различные учебные заведения используют 3D-оборудование, кто на нем работает, и как государство поддерживает инициативы по внедрению прогрессивных технологий в образовании.
3Dpulse.ru: Как 3D-принтер используется в Вашем учреждении? Кто на нем работает?
Виталий Морозов, заместитель директора Научного парка МГУ, руководитель Центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) НП МГУ, куратор программы «Умник»:
ЦМИТ при Научном парке МГУ использует различные модели FDM-принтеров: у нас работает несколько зеленоградских Picaso, для больших моделей мы используем американскую модель MakerBot Replicator Z18, в ближайшее время ждем поступления ее аналога «Геркулес» из Красноярска, а также двухэкструдерную модель Picaso. Принтеры используются для прототипирования в интересах резидентов Научного парка, а также для реализации молодежных проектов. Они путешествуют вместе с нашими командами в научно-технические лагеря для школьников, используются в качестве наглядного пособия при проведении выездных лекций и мастер-классов в школах и на мероприятиях. Работают на них специалисты ЦМИТ, школьники, студенты, а также сотрудники малых инновационных компаний.
Сергей Храпов, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационных систем и компьютерного моделирования ВолГУ:
В лабораториях ВолГУ печать 3D-моделей осуществляется на 3D-принтерах PrintBox3D One, MakerBot Replicator 2X, Delta Prism Pro и CarimaDP110 с использованием технологий быстрого прототипирования FDM и DLP.
В лаборатории 3D-прототипирования и реверс-инжиниринга студенты ВолГУ изучают основы современных 3D-технологий и приобретают практические навыки в 3D-сканировании, 3D-моделировании и 3D-печати, выполняют научно-исследовательские работы. В настоящее время группа студентов и преподавателей института математики и информационных технологий ВолГУ работают над созданием инновационного 3D принтера, основанного на технологии параллельной 3D-печати.
В соответствии с приказом ректора ВолГУ на базе лаборатории создан центр коллективного пользования научным оборудованием Волгоградского государственного университета «Лаборатория 3D-моделирования».
Юрий Корольков, руководитель Молодежного инновационного центра ДГТУ:
В ДГТУ 3D-принтеры используются для научных разработок, в создании моделей и прототипов для различных инновационных проектов. На них могут работать сотрудники вуза, аспиранты, студенты, участники студенческих конструкторских бюро. Помимо этого в промышленном коворкинге на Дону «Garaж» есть свой 3D-принтер, на котором работают его резиденты.Антон Агаповичев, инженер лаборатории аддитивных технологий Самарского университета:
3D-принтер EDEN 350 используется для прототипирования, т.е. изготовления точных образцов с помощью технологии PolyJet с использованием фотополимерных пластиков. Прототипирование дает возможность воплотить самое смелое техническое решение. Характеристики прототипов имею точность до 0,02 мм, минимальную толщину стенок – до 0,6 мм. У моделей прототипов хорошо проработаны мелкие детали. Такие детали имеют высокое качество поверхности. На оборудовании работают аспиранты Самарского университета.
Установка селективного лазерного сплавления SLM 280 HL используется для проведения различных научно-исследовательских работ в области сплавления металлических порошков из нержавеющей и инструментальной сталей, титана и титановых сплавов, алюминия и жаропрочных сплавов. Также на данной установке изготавливаются различные детали из металлических порошков разных марок для медицины, авиации и космоса. На оборудовании работают аспиранты и магистры Самарского университета.
Алексей Щеколдин, заведующий лабораторией ФабЛаб Технопарка Университета ИТМО:
3D-печать, 3D-сканирование и в целом использование технологий для быстрого прототипирования в Университете ИТМО являются неотъемлемой частью учебного процесса. В нашем университете есть даже отдельная магистерская программа, посвященная аддитивным технологиям. Основная целевая аудитория, которая использует 3D-печать в нашей лаборатории - это студенты, они составляют примерно 60% от всех наших посетителей. Остальное приходится на резидентов университета (международные научные лаборатории, инновационные компании университета), а также преподаватели, школьники, абитуриенты, аспиранты и резиденты бизнес-акселераторов и бизнес-инкубаторов. Поэтому у нас есть несколько направлений использования 3D-принтеров: учебная деятельность, проектная и инновационная деятельность, научная деятельность. Что касается учебной деятельности - это проекты, связанные с процессом обучения, личные изыскания студентов и просто желание узнать что-то новое. Например, узнать принципы работы принтера, попробовать напечатать детали для дипломной работы, сдать курсовой проект, где нужны уникальные изделия. Этот список можно продолжать бесконечно. У нас печатали корпуса квадрокоптеров, после чего разрабатывали системы автономного взлета и посадки; стенды, которые демонстрировали принципы работы заводов и предприятий; макеты химических элементов, на которых наглядно демонстрировалось, как выглядит химическое соединение лекарственных препаратов. В рамках обучения проводилась отдельная лабораторная работа, в ходе которой студенты должны провести реинжиниринг изделия и напечатать его на 3D-принтере. Проектная деятельность – это отдельная история. Множество спинофов, стартапов и инновационных предприятий университета использует 3D-печать для создания прототипов и MVP.
Элемент настольных светильников, изготовленных с помощью 3D печати (работы студентов магистратуры «Технологии и материалы цифрового производства» НИТУ «МИСиС»Кирилл Гончаров, кандидат технических наук, доцент, заместитель директора Института транспортных систем НГТУ им. Р.Е. Алексеева, руководитель Студенческого технопарка «Formula Student»,
Александр Кулагин, аспирант, заведующий лабораторией «ЕвроТех» НГТУ им. Р.Е. Алексеева, главный инженер проекта Formula SAE:
3D-технологии – печать и сканирование – внедряются и развиваются сразу в нескольких научно-образовательных подразделениях Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, в лабораториях учебных кафедр, исследовательских центрах и в конструкторских бюро. Направления использования 3D-печати достаточно широки – макетирование и прототипирование в области автомобилестроения, металлургии, робототехники, самолетостроения, создание опытных образцов изобретений. Одним из ведущих центров НГТУ по работе с 3D-печатью является Студенческое конструкторское бюро «Formula Student», где проектируются и создаются прототипы высокоскоростных транспортных средств для участия в международных технических соревнованиях - Formula SAE, Baja SAE, Shell Eco-marathon, Solar Regatta.
На данный момент в СКБ «Formula Student» используется один из наиболее распространенных и доступных 3D-принтеров MakerBot Replicator. Служит он для подготовки прототипов элементов транспортных средств (например, деталей впускной системы двигателя и тормозной системы автомобиля, корпусов для ЭБУ, элементов летательных аппаратов, сложных крепежных форм и др.) и различных макетов. Важным направлением применения 3D-печати является подготовка модельной оснастки для последующего получения изделий на основе композиционных материалов, углеродного волокна. Рабочий процесс 3D-печати используется также и в выполнении специфических договорных работ по получению изделий или их компонентов. Таким примером служит взаимодействие СКБ с компанией «RC Carbon+», специализирующейся на подготовке комплектующих для радиоуправляемых масштабных моделей.
Полина Дятлова, директор Центра технического творчества молодежи СПбПУ:
В нашем Центре научно-технического творчества молодежи СПбПУ принтер используется для:Работают на данном оборудовании сотрудники, ответственные за направление 3D-печати, и резиденты, работающие в лаборатории над проектами.
Ильнур Нугуманов, директор ЦМИТ «Фаблаб УГНТУ»:
Обучение прототипированию и роботехнике. Печать деталей, сувениров, игрушек. Работают с принтерами как преподаватели, так и дети.
Юрий Винницкий, кандидат педагогических наук, заместитель директора по опытно-экспериментальной работе ГБОУ школа № 169 (Санкт-Петербург):
- Используется для исследований собственно технологии печати, работы с разными видами основы и пластиков.
- Используется для поддержки курсов внеурочной деятельности «робототехника и конструирование» для создания новых деталей роботов (пример – манипулятор для ScratchDuino-робоплатформы и новых технологических проектов (роботы-футболисты, робот художник).
- Используется на уроках технологии и информатики при изучении работы с 2D и 3D графическими редакторами и программирования.
Владислав Казаков, кандидат технических наук, научный сотрудник Лаборатории мультидисциплинарных исследований первобытного искусства Евразии НГУ (ЛМИПИЕ НГУ):
В настоящий момент в лаборатории мультидисциплинарных исследований первобытного искусства Евразии НГУ активно ведутся исследования в области применения 3D-технологий для научной и образовательной деятельности. В том числе оцифровываются и печатаются копии музейных объектов; сканируются в 3D-режиме скальные поверхности Алтая, на которых программными алгоритмами автоматически проявляются слаборазличимые петроглифы; галерея 3D-моделей археологических коллекций используется в электронном обучении на площадке LMS Moodle.
Владимир Кузнецов, кандидат технических наук, директор Центра технологической поддержки образования НИТУ «МИСиС»:
Первые 3D-принтеры появились в университете еще в 2008 году: это были стереолитографическая установка и принтеры Z corp. Все аппараты были размещены на кафедре технологии литейных процессов и, соответственно, применялись в основном для изготовления литейных моделей и форм. Принтеры использовались как в НИОКР, так и в образовательном процессе. С 2012 года в университете функционирует Центр технологической поддержки образования «Лаборатория цифрового производства «ФАБЛАБ», в которой используются демократичные настольные 3D-принтеры, работающие по принципу распределения расплава (FDM/FFF), в том числе, аппараты собственной разработки и производства. Эти аппараты являются средствами технологической поддержки технических проектов широкого круга пользователей – от школьников, посещающих в МИСиС тематические занятия, до студентов и различных «стартаперов». С 2015 года в НИТУ «МИСиС» реализуется программа подготовки магистров «Технологии и материалы цифрового производства», в рамках которой особенности 3D-печати детально рассматриваются, и для студентов 3D-принтер становится одним из основных инструментов прототипирования и несерийного производства.
Настольные светильники, изготовленные с помощью 3D печати (работы студентов магистратуры «Технологии и материалы цифрового производства» НИТУ «МИСиС»3Dpulse.ru: В последние годы в России наблюдается рост интереса к 3D-печати. Отразилось ли это на учебном процессе? Возросла ли поддержка государства в вопросе использования 3D-технологий в образовании?
Виталий Морозов, заместитель директора Научного парка МГУ, руководитель ЦМИТ НП МГУ, куратор программы «Умник»:
В настоящее время запускается сразу несколько проектов, посвященных внедрению современных технологий и, в частности, 3D-технологий в образование. Во многом инициатива по их реализации принадлежит государству. В Москве создаются инженерные классы, ориентированные на подготовку будущих студентов технических ВУЗов и их последующую работу на современном оборудовании, ведется внедрение проектной деятельности в старших классах. За последние несколько лет в стране начали работать более 250 ЦМИТов, а в последний год и несколько десятков детских технопарков. Нельзя не отметить развитие движения НТИ, а также возросшую популярность чемпионатов рабочих профессий JuniorSkills и WorldSkills. В рамках подобных мероприятий значительное внимание уделяется 3D-технологиям как одному из ведущих трендов современности.
Сергей Храпов, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационных систем и компьютерного моделирования ВолГУ:
Сотрудниками кафедры информационных систем и компьютерного моделирования ВолГУ разработан учебный курс «3D-технологии: моделирование, сканирование и печать», который включен в вариативный блок дисциплин по выбору для IT-направлений подготовки (ИВТ, ИСТ, ПрИ) института математики и информационных технологий ВолГУ.
В настоящее время современное 3D-оборудование (3D-принтеры и 3D-сканеры) приобретается за счет средств государственных субсидий Минобрнауки.
Юрий Корольков, руководитель Молодежного инновационного центра ДГТУ:
Это отразилось на возможности реализации студенческих проектов. Теперь студенты и преподаватели могут использовать возможности 3D-принтера как в учебном процессе, так и в научно-исследовательской деятельности.
Ректор ДГТУ – Бесарион Чохоевич Месхи – всегда поддерживает научные инициативы студентов и преподавателей, он заинтересован в развитии инновационных технологий в вузе и в разработке и создании моделей на 3D-принтере.
Антон Агаповичев, инженер лаборатории аддитивных технологий Самарского университета:
В нашем университете ведется активная работа по внедрению новых технологий в учебный процесс. Начиная с 2011 года студенты нашего университета начали активно знакомиться с 3D-технологиями. На первом этапе знакомство с 3D-технологиями происходило на экскурсиях, организованных лабораторией аддитивных технологий, мастер-классах и семинарах. Заинтересованные в научной работе студенты имели возможность проходить практику в нашей лаборатории и тем самым более углубленно заниматься работой, связанной с 3D-направлением. Затем трехмерные технологии как часть технологического процесса производства деталей постепенно начали появляться в дипломных работах студентов.
Алексей Щеколдин, заведующий лабораторией ФабЛаб Технопарка Университета ИТМО:
Как аспиранту университета мне сложно судить об изменении процесса обучения в долгосрочном ключе. Однако исходя из того, что я вижу, 3D-печать используют часто и она является важным элементом прототипирования как в учебном процессе, так и смежных областях.
Что касательно того, стало ли государство больше поддерживать 3D-технологии в образовании, мне кажется, что это не их основная задача. Задача государства в контексте образования – вырастить конкурентоспособные кадры, которые будут востребованы в будущем, и дать им компетенции, которые помогут им в дальнейшей жизни. Эта задачу государство транслирует на университет. Разумеется, так как 3D-технологии – это важный элемент современного производства, который имеет огромные перспективы в дальнейшем, университет поддерживает все начинания в этой сфере. Ярким примером такой поддержки является наша лаборатория. Она была создана чуть меньше двух лет назад именно благодаря тому, что университет поверил в нас и наше видение. Тут стоит отдельно поблагодарить программу Правительства по повышению конкурентоспособности российских вузов 5-100, благодаря которой это в принципе стало возможным. Так что да, государство поддерживает перспективные направления в целом, тем самым поддерживая и 3D-технологии.
Работа 3D-принтера в НГТУ им.АлексееваКирилл Гончаров, кандидат технических наук, доцент, заместитель директора Института транспортных систем НГТУ им. Р.Е. Алексеева, руководитель Студенческого технопарка «Formula Student»,
Александр Кулагин, аспирант, заведующий лабораторией «ЕвроТех» НГТУ им. Р.Е. Алексеева, главный инженер проекта Formula SAE:
Собственно, весь процесс работы с использованием 3D-технологий, и в частности 3D-печати, в НГТУ им. Р.Е. Алексеева направлен на повышение качества образовательного процесса, внедрение новой техники и технологии в отдельных учебных дисциплинах, а также в предоставлении дополнительного профессионального образования для повышения квалификации специалистов. Внедрение 3D-технологий в практикоориентированные проекты вуза стимулирует студентов к получению новых практик и опыта. Если говорить о государственной поддержке, то 3D-принтер в СКБ «Formula Student» НГТУ им. Р.Е. Алексеева появился благодаря победе в конкурсе Программ развития студенческих конструкторских бюро в рамках мероприятия 2.4 федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» Министерства образования и науки РФ.
Полина Дятлова, директор Центра технического творчества молодежи СпбПУ:
Поддержка государства растет в целом в области технического творчества среди молодежи, а также модернизации уроков технологии в школах. 3D-принтер это самый простой станок из набора оборудования, которым обладают ЦМИТы и ряд школ. Более того, на нашей площадке ребята создают различные версии 3D-принтеров в качестве проектов, и при поддержке фонда Бортника наши сотрудники разработали 3D-принтер специально для работы с детьми.
Ильнур Нугуманов, директор ЦМИТ «Фаблаб УГНТУ»:
Часть 3D-принтеров приобретена на грант от министерства промышленности.Юрий Винницкий, кандидат педагогических наук, заместитель директора по опытно-экспериментальной работе ГБОУ школа № 169 (Санкт-Петербург):
Сложно сказать о поддержке государства, мы получали технику в варианте сотрудничества с компаниями-разработчиками. Но уже видно, что требуется вводить статьи расхода для ООО по аналогии с картриджами для принтеров печатающих – статьи расхода на пластик для 3D-печати.
Интерес к 3D-технологиям действительно отразился на учебном процессе, и это влияние будет только нарастать. Проектная деятельность получила качественно другую поддержку в виде создания реальных объектов, 3D-принтеры отлично вписываются в новую технологическую концепцию – растить будущих инженеров. Причем не только принтеры, но и развитие школьно-ориентированных станков с ЧПУ в целом.
Владислав Казаков, кандидат технических наук, научный сотрудник Лаборатории мультидисциплинарных исследований первобытного искусства Евразии НГУ (ЛМИПИЕ НГУ):
Рост интереса к 3D-печати, и не только к печати, но и к 3D-сканированию, наблюдается во всем мире, и Россия здесь не исключение. В Новосибирском государственном университете, в основном, интерес к 3D-печати сводится к воспроизведению значимых объектов первобытного искусства. Так, например, в НГУ в 2015 году впервые была создана копия знаменитой находки новосибирских ученых «Кондонская Нефертити». Что касается 3D-технологий в общем, то здесь область применения шире, и цифровые 3D-модели действительно могут использоваться в учебных курсах. Так, в рамках Гуманитарного Института НГУ был подготовлен электронный курс «Снаряжение коня в позднем средневековье на Среднем Енисее», в котором используются трехмерные модели элементов конного снаряжения. Все модели отображаются в браузере рядом с текстом лекций и предоставляют возможность обучающимся рассматривать предметы снаряжения со всех сторон.
Что касается поддержки государства, то сложно ожидать такую узкую направленность поддержки – именно на использование 3D-технологий в образовании. Однако в этом году в рамках программы повышения конкурентоспособности Российских вузов ТОП-100 был поддержан проект «Информационные и гуманитарные технологии представления знаний в образовательных системах», одним из основных направлений которого является внедрение 3D-технологий в образование и гуманитарные исследования.
Владимир Кузнецов, кандидат технических наук, директор Центра технологической поддержки образования НИТУ «МИСиС»:
Интерес к 3D-печати не является нашей национальной особенностью. Определенный 3D-бум наблюдался и наблюдается и в США, и в Европе, и в Азии. Важным моментом здесь является то, что технологии 3D-печати не стоит отделять от других, не менее динамично развивающихся, технологий цифрового производства. Революция, которую человечество сейчас переживает, связана не с переходом от субстрактивных к аддитивным технологиям (что происходит только в фантазии наиболее увлеченных журналистов), а в переходе от аналоговых к цифровым системам и, как следующий этап, в переходе от концентрированных к распределенным производственным моделям. Неизбежность перехода от экономики, основанной на экспорте углеводородов, к экономике высоких технологий заставляет государство обращать внимание на поддержку развития направлений так или иначе ассоциирующихся с новым технологическим укладом, и в этой связи поддержка государством 3D-технологий в образовании, конечно, ощущается.
Изготовление модельной оснастки на 3D-принтере в НГТУ им.Алексеева3Dpulse.ru: Как Вы считаете, необходимо ли централизованно обучать школьников и студентов работе с 3D-технологиями?
Виталий Морозов, заместитель директора Научного парка МГУ, руководитель ЦМИТ НП МГУ, куратор программы «Умник»:
Да, централизованное обучение школьников работе с 3D-технологиями необходимо, как минимум, для учащихся на технических специальностях. Передовые страны уже внедряют изучение 3D-технологий в школьное образование, а в распространенное ПО производители встраивают поддержку 3D-печати. С распространением и развитием 3D-принтеров навык быстрого создания 3D-моделей имеет все шансы стать одним из базовых для работы и в быту.
Сергей Храпов, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационных систем и компьютерного моделирования ВолГУ:
Для обучения школьников и студентов работе с 3D-технологиями достаточно в вузах и школах добавить дисциплины (по выбору), на которых желающие могут освоить современные технологии 3D-моделирования, 3D-сканирования, 3D-печати и SRP-прототипирования.
Кроме того, важным на наш взгляд является открытие в регионах при государственной поддержке центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) и технопарков, которые позволят обеспечить доступ детей и молодежи к современному 3D-оборудованию для реализации, проверки и коммерциализации их инновационных идей; поддержка инновационного творчества детей и молодежи, в том числе в целях профессиональной реализации и обеспечения самозанятости молодежного предпринимательства; техническая и производственная поддержка детей и молодежи, субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку перспективных видов продукции и технологий; взаимодействие, обмен опытом с другими центрами молодежного инновационного творчества в Российской Федерации и за рубежом; организация конференций, семинаров, рабочих встреч; формирование базы данных пользователей ЦМИТ; проведение регулярных обучающих мероприятий, и реализация обучающих программ в целях освоения возможностей 3D-оборудования пользователями ЦМИТ.
Юрий Корольков, руководитель Молодежного инновационного центра ДГТУ:
Да, необходимо, потому что знания ребят далеки от реальности. Например, студенты могут самостоятельно или с помощью преподавателей кафедры «Инженерной компьютерной графики» освоить технологии по разработке и проектированию моделей. Сложности же возникают в самом процессе печатания и в подготовке к нему – вот для этого нужны определенные, узкопрофильные знания по работе самого 3D-принтера.
Антон Агаповичев, инженер лаборатории аддитивных технологий Самарского университета:
В настоящее время появилось большое количество новых технологий, в том числе и 3D-направления. Они все больше внедряются в производство продукции в различных областях производства. Для того, чтобы воспитывать и обучать конкурентоспособных специалистов, способных по максимум использовать современные технологии в достижении своих целей, их знакомство с современными технологиями должно происходить как можно раньше.
Наблюдая за тем, с каким любопытством школьники разных возрастных групп наблюдают за процессом печати, хочется верить, что их интерес разовьется в интерес к научным исследованиям, и в дальнейшем они придут в нашу лабораторию со своими новыми идеями, который мы поможем воплотить в жизнь.
Алексей Щеколдин, заведующий лабораторией ФабЛаб Технопарка Университета ИТМО:
Мне сложно ответить на этот вопрос. Давать компетенции школьникам и студентам в этой сфере несомненно стоит. Но нужно ли это делать централизованно – не понятно. Сейчас очень широко стали распространены МООС (массовые открытые онлайн-курсы), благодаря им любой желающий может обучиться практически чему угодно, и 3D-технологии не исключение. Ну а тем более, если у человека есть желание и необходимость получить знания в определенной области, то он найдет способ это сделать. Я рад, что в свое время меня обучили азам 3D-моделирования, так как эти знания теперь мне требуются чуть ли не каждый день.
Мастер-класс для учащихся средних школ в НГТУ им.АлексееваКирилл Гончаров, кандидат технических наук, доцент, заместитель директора Института транспортных систем НГТУ им. Р.Е. Алексеева, руководитель Студенческого технопарка «Formula Student»,
Александр Кулагин, аспирант, заведующий лабораторией «ЕвроТех» НГТУ им. Р.Е. Алексеева, главный инженер проекта Formula SAE:
Знакомить с современными технологиями подрастающее поколение необходимо с целью формирования интереса к инженерии и определения профессиональных ориентаций, однако централизованно внедрять полноценный учебный курс в школах или вузах нужно, исходя из специфики учебных учреждений, их направлений и профилей подготовки будущих специалистов. Если говорить о технических вузах, то выпускники – инженеры XXI века — должны знать, каким образом можно быстро получить макет или готовое изделие с помощью технологий быстрого прототипирования.
Полина Дятлова, директор Центра технического творчества молодежи СпбПУ:
С моей точки зрения – да. Так как именно получение качественных практических навыков ведет в дальнейшем к качественному росту уровня специалистов инженерных специальностей. 3D-принтер сам по себе станок не сложный, но все становится не так просто, когда речь идет о моделировании на компьютере и последующей печати. Есть большое количество нюансов, которые необходимо учесть на этапе проектировки для получения хорошего конечного результата, а именно объекта напечатанного по созданной модели.
Ильнур Нугуманов, директор ЦМИТ «Фаблаб УГНТУ»:
Обязательно надо.
Юрий Винницкий, кандидат педагогических наук, заместитель директора по опытно-экспериментальной работе ГБОУ школа № 169 (Санкт-Петербург):
Да, безусловно. Они должны представлять себе технологию, потрогать ее руками. Даже если они не будут в будущем профессионалами в этой области, но будут знать, что возможно и что нет в применении данной технологии, смогут создавать (или заказывать, зная, что именно нужно) прототипы новых изделий для демонстрации своих изобретений, стартапов.
Владислав Казаков, кандидат технических наук, научный сотрудник Лаборатории мультидисциплинарных исследований первобытного искусства Евразии НГУ (ЛМИПИЕ НГУ):
Необходимость обучения школьников и студентов работе с 3D-технологиями, конечно, зависит от профиля образовательного учреждения и направления обучения. При этом очевидно, что мировой тренд 3D-технологий должен быть адекватно отражен в образовательных программах школ и вузов.
Владимир Кузнецов, кандидат технических наук, директор Центра технологической поддержки образования НИТУ «МИСиС»:
Для школьников существует система дополнительного образования, внутри которой сегодня можно найти множество площадок для освоения приемов 3D-моделирования и печати с последующим их применением для, например, соревновательной робототехники или авиа/судомоделирования. Эта система существует и активно развивается, что же до введения в школьное образование обязательных компонентов, то это не представляется обязательным. 3D-принтер в каждую школу – это сегодня очень легко реализуемый лозунг, но этот принтер станет не лишним только в том случае, если в школе будет увлеченный преподаватель, способный собрать вокруг принтера увлеченных детей. Трехмерная печать может дополнить и «оживить» и информатику, и математику, и, конечно, технологию.
Для студентов технических направлений 3D-технологии давно стали обязательной частью основной образовательной программы – CAD-системы уже потеснили, а кое где и полностью вытеснили традиционное черчение/конструирование. Основы конструирования важно преподавать с пониманием возможностей и ограничений тех или иных производственных методов, и в этом смысле современный студент технического вуза должен в той или иной степени владеть всем спектром актуальных производственных технологий и 3D-печатью в частности.
Благодарим за участие в нашем блиц-опросе представителей МГУ, ВолГУ, ДГТУ, Самарского университета, Университета ИТМО, НГТУ им. Р.Е. Алексеева, СПбПУ, УГНТУ, ГБОУ школа № 169, НГУ, НИТУ «МИСиС».
?
события 3D-печати
поделиться статьей с друзьями
добавить сообщение