18
декабрь — 2014
Такие интервалы используются, например, в бирманской, индонезийской, турецкой и африканской музыке. Микротональные интервалы являются неотъемлемыми элементами таких стилей, как спиричуэл, блюз и джаз. Некоторые теоретики музыки называют интервалы меньше полутона «ультрахроматическими», другие используют термин «ксенгармония». Микротональная музыка звучит необычно, чарующе, иногда даже пугает и доставляет неприятные ощущения людям, привыкшим к системе полутонов.
Технологии 3D-печати успешно применялись рядом дизайнеров для создания музыкальных инструментов, однако эти проекты заключались в основном в копировании уже существующих инструментов, с обычной системой полутонов. Недавно команда ученых из Группы научно-музыкальных исследований в Университете Глазго (Николас Бэйли, Тео Кремель и Алекс Саус) объявила о создании микротонального кларнета.
Люди, впервые слышащие микротональную музыку, говорят об ощущении, что ноты звучат неправильно – однако именно такого эффекта добиваются при помощи этой системы. Как только слушатель принимает новые звуки, для него открывается абсолютно иной способ восприятия музыки.
В музыкальной среде применение интервалов меньше полутона – не новая идея, однако на использовании микротональных кларнетов композиторы сосредоточились только сейчас. На этом фоне исследователи из Глазго рассчитывают на то, что их разработка «сможет вдохновить композиторов и исполнителей обратиться к полутонам».
Микротональные версии духовых инструментов уже создавались в прошлом – например, композитор и кларнетист Ричард Г. Стайн изобрел четверть-тональный кларнет еще в 1911 году. В этом инструменте использовались дополнительные отверстия и тона, которых нет в стандартном кларнете.
Новый микротональный кларнет был разработан для печати на 3D-принтере с помощью акустической модели инструмента, написанной на C++. Дизайн был создан в программе OpenSCAD, на основе кларнета Деннера. Новый кларнет имеет цилиндрическую форму и девять тонических отверстий, он состоит из четырех четвертей и разрезан по тыльной стороне, чтобы проще было извлечь внутренний наполнитель. Команда разработчиков распечатала кларнет на небольшом 3D-принтере для создания прототипов в инженерной лаборатории Университета Глазго.
По словам исследователей, на каждые 19 интервалов в октаве разработан метод игры на инструменте, максимально точно воспроизводящий необходимые тона и частоты. Несмотря на то, что при создании микротонального кларнета потребовалось много работы с компьютерными программами, разработчики довольны результатом. «С помощью 3D-принтера и заданных параметров оказалось относительно просто произвести музыкальный инструмент, на котором можно играть», – отмечают они.
?
события 3D-печати
поделиться статьей с друзьями
добавить сообщение